Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования связана с тем, что в настоящее время категория «группы риска» детей становится объектом анализа в различных научных областях. Это делает, исследование междисциплинарным, что объясняется сложностью и многогранностью рассматриваемого явления.
Усложнение социально-экономической ситуации в стране и влияние средств массовой информации, которые продвигают идеи и ценности, противоречащие принципам формирования нравственно-экологического общества, усугубили проблему «детей группы риска».
Причины, по которым дети оказываются в группе риска, разнообразны и обусловлены различными неблагоприятными факторами социальной среды. Эта категория детей, по различным причинам, более подвержена негативным влияниям со стороны общества и его криминальных элементов, что зачастую приводит к дезадаптации несовершеннолетних.
В зависимости от направления исследования существует множество категорий детей, относящихся к «группе риска». В таких сферах, как психология, педагогика и социальная педагогика, к этой категории причисляются дети, которые сталкиваются с проблемами в обучении, психическом развитии, социальном адаптировании, а также в отношениях с взрослыми и сверстниками, в целом в процессе социализации.
Дети «группы риска» находятся в сложных условиях, под влиянием различных неблагоприятных факторов. Обычно это касается детей, которые лишены адекватных возможностей для полноценного развития. Факторы, негативно воздействующие на детей с особыми потребностями и увеличивающие вероятность их неблагоприятной социализации, могут включать физические недостатки, а также неблагоприятные социальные и образовательные условия. Поэтому разумно включать в категорию «группы риска» младших школьников с отклонениями в развитии.
Изучением данной темы занимались такие ученые, как П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев и многие другие, включая Л.С. Выготского и В.Н. Мясинцева.
Проблема детей группы риска является одной из наиболее актуальных социально-педагогических проблем современного общества. Дети группы риска – это дети, находящиеся под повышенным риском социальной дезадаптации, преступности, негативного воздействия окружающей среды.
Цель исследования: изучить проблему детей группы риска как социально-педагогическую проблему.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого – педагогическую характеристику детей группы риска.
2. Определить особенности поведения и развития детей группы риска.
3. Рассмотреть социально – педагогическую работу с детьми группы риска.
4. Проанализировать практический опыт работы с детьми группы риска.
Объект исследования: социально – педагогические проблемы детей группы риска.
Предмет исследования: социально – педагогическое сопровождение детей группы риска.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Л. Н. Антонова считает, что дети и подростки из группы риска — это люди, которые находятся в сложной жизненной ситуации или неблагоприятных условиях, страдают от социальной дезадаптации и демонстрируют асоциальное поведение [2, с. 89].
Л. Я. Олиференко [11] и И. Ф. Дементьева [4] определяют детей группы риска как категорию детей, которые из-за определённых жизненных обстоятельств более подвержены негативному влиянию общества и его криминальных элементов, что приводит к нарушению адаптации несовершеннолетних.
Г. Ф. Кумарина выделила категорию «дети педагогического риска» (или дети риска). Это особая типологическая группа, включающая детей, у которых отсутствуют классические формы аномалий развития, но есть парциальные недостатки, обусловленные биологическими или социальными причинами. Эти недостатки затрудняют обучение и воспитание в стандартных условиях и повышают риск школьной дезадаптации. Можно сказать, что дети риска находятся на границе между нормой и патологией, имея при этом определённые проблемы развития в каждом конкретном случае [6, с. 90].
Аналогично считает А. Д. Гонеев. Он утверждает, что «дети риска» — это дети с нормальным интеллектом, но с гораздо более низкими адаптивными способностями по сравнению со сверстниками. Это делает их уязвимыми перед несбалансированными воздействиями внешней среды и склонными к патологическим реакциям на перегрузки и социально-психологические срывы. У детей этой группы, несмотря на интеллект, соответствующий возрастным нормам, наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, слабый уровень производительности психических функций и деятельности, несформированная учебная мотивация и познавательные интересы [3, с. 120].
Н. М. Назарова относит таких детей к группе педагогического риска. У них нет проблем с развитием, но при поступлении в школу они демонстрируют низкий уровень школьной зрелости. Этим детям трудно учиться, осваивать социальную роль ученика, и они подвержены риску школьной дезадаптации [9, с. 30].
Различные исследователи определяют разные группы факторов, которые могут отнести ребёнка или подростка к группе риска. Среди социальных факторов риска наиболее значимыми являются:
- социально-экономические,
- медико-социальные,
-социально-демографические,
- социально-психологические.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. – 2020. – № 8-9. – 900 с.
2. Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2021. – 789 с.
3. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками. – М.: Изд-во МПГУ; Курск: КГПУ, 2020. – 320 с.
4. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М.: Академкнига, 2020. – 247 с.
5. Карушева, А. В. Дети «группы риска» как особая социальная группа / А. В. Карушева, Е. В. Тремаскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1002-1004. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25581/ (дата обращения: 20.10.2024).
6. Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2021. – 320 с.
7. Летунова В.Е. Программа «Дети группы риска в системе работы ППМСцентра». – СПб., 2018 – 78 с.
8. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2010. — 26 с.
9. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
10. Нерсесов Я.Н. Социальная работа с детьми группы риска/ Я. Нерсесов.- М.: Вече, 2008.- 266с.
11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2020. – 256 с.
12. Поддубная, Т.Н. Справочник социального педагога: Защита детства в РФ / Т.Н. Поддубная, А.О. Поддубный, науч. редактор P.M. Чумиче-ва. - Ростов н/Д, издательство ФЕНИКС, 2005. - 473 с.
13. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого педагогические технологии работы с детьми группы риска: Учебное пособие / Авторы: Л.А. Рыбакова, Т.Ф. Бабынина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 200 с.
14. Шпицына Л. М., Казакова Е. И. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально - эмоциональные проблемы. Спб. 2008–108 с.
15. Щелина, Т. Т. Педагогические условия обеспечения успешной социальной адаптации подростков «группы риска» / Т. Т. Щелина, А. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24317/ (дата обращения: 20.10.2024).